Работа с детьми с ОВЗ проводится не только в специализированных образовательных учреждениях. Ребёнок с особенностями в развитии вполне может обучаться в школе по месту жительства, но при испытывать серьёзные трудности с социальной адаптацией, усвоением общепринятых норм и правил, образовательной программы. Педагог ОВЗ, прошедший профессиональную переподготовку и ориентирующийся на гуманные ценностно-личностные критерии, в силах обеспечить комфортные условия.
Работа с детьми ОВЗ – особенности
Организация работы с детьми с детьми с ОВЗ в ДОУ и СОШ – одно из первостепенных направлений образования с целью формирования инклюзивного общества. В широком смысле – это социум, в котором каждый чувствует себя полноправным членом, независимо от личных особенностей. Методы работы воспитателей и педагогов должны основываться на принципе предоставления возможности каждому всесторонне и уверенно самореализоваться и принести пользу. В соответствии с действующим законодательством, в России применяются три основных подхода к организации образовательной среды:
- дифференцированный – коррекционные учреждения;
- интегрированный – отдельные группы на базе МОУ СОШ;
- инклюзивный – при совместном обучении, когда дети ОВЗ зачислены в классы с со сверстниками, не имеющими особенностей в развитии.
Инклюзивное образование детей является предпочтительным. Таких учащихся вовлекают в активные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Деятельность педагога с детьми ОВЗ должна быть насыщенной и разнообразной. Такой подход обуславливает расширение личностных возможностей, мотивации.
Правила коррекционной работы
Особенности работы с детьми с ОВЗ обусловлены радом общепринятых правил, закреплённых на государственном уровне.
- Чередование различных видов деятельности, физической и интеллектуальной активности. Материал предлагается для усвоения в виде последовательных, структурированных и небольших по объёму блоках – с обязательным использованием средств наглядности и дидактическим сопровождением. Обязательно включение психогимнастики и релаксации в образовательный процесс.
- Использование методов, стимулирующих работу познавательной сферы, интерес и мотивацию к успешному обучению.
- Проявление соответствующего педагогического такта. Система поощрений за успехи, своевременная помощь в усвоении образовательно программы.
В школе и ДОУ работа педагогов с детьми с ОВЗ должна осуществляться с контрольными точками проверки усвоенных знаний. Для учащихся с особенностями в развитии особенно важно обучение без принуждения. Работа с детьми ОВЗ в школе должна основываться на индивидуальных возможностях – задания предлагают в зоне умеренной трудности. Это способствует обеспечению ученику субъективных переживаний успеха при определённой затрате усилий.
Важность профессиональной подготовки
Условия инклюзии – это принципиально новое психолого-педагогическое пространство, для организации которого базовых знаний попросту недостаточно. Работа педагога в школе с ОВЗ учащимися требует целенаправленной и последовательной стратегии действий. Профильная подготовка обуславливает развитие нужных навыков:
- диагностика уровня развития;
- оценка потенциальных возможностей и образовательных пределов конкретного ученика;
- определение системы оптимальной оценки знаний;
- планирование учебного процесса с учётом того, какие именно ребёнок ОВЗ имеет особенности;
- психолого-педагогическое сопровождение.
Образовательные программы ОВЗ принципиально отличаются от привычных, включают новые методы и технологии обучения. Профессионально подготовленный сотрудник сможет быстро и грамотно сориентироваться в любой нестандартной ситуации, выработать оптимальное отношение к учащимся с особенностями – без отстранения и гипервнимания.
Курсы повышения квалификации и Профессиональной перепоготовки для педагогов ОВЗ
Список курсов для педагогов в ИНИСО:
- Управление деятельностью образовательной организации по сопровождению обучающихся с ОВЗ 556 часов — профессиональная переподготовка;
- Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС 72 часа — повышение квалификации;
- Воспитательно-образовательная деятельность с детьми ОВЗ В ДОО 72 часа — повышение квалификации;
- Современные аспекты коррекции и обучение детей с ОВЗ 72 часа — повышение квалификации.
Курсы для педагогов, сопровождающих обучение детей с ОВЗ, можно пройти дистанционно, на базе института ИНИСО. В распоряжении студентов окажутся:
- электронная библиотека;
- видеолекции;
- презентации;
- тесты и задания.
Педагог ДОУ или СОШ получит все необходимые методические и справочные материалы. Категории слушателей:
- методисты;
- учителя;
- воспитатели;
- сотрудники учреждений дополнительного образования.
В ходе обучения педагог-психолог ОВЗ освоит принципы работы с детьми. На курсе будут рассмотрены все методы коррекционного сопровождения:
- адаптивная физическая культура;
- арт-терапия;
- духовно-нравственное развитие;
- лекотека как форма социализации;
- тьюторская помощь и т.д.
Подробно будут рассмотрены организационно-методические подходы и практики их применения в реальных условиях. Интенсивность обучения можно контролировать самостоятельно. По окончании программы и успешного прохождения итоговой аттестации выдаётся соответствующее удостоверение установленного образца.
- Телефон: 8 (800) 201-87-81
- Почта: info@iniso.ru